Трактор-универсал

тракторЦелый год ушел на подбор необходимых узлов. Жил я тогда в районе, в общем-то, несельскохозяйственном. Раздобыть для осуществления своего замысла что-либо от сельхозмашин не было возможности. Поэтому в моем МТ большинство узлов и деталей — самодельные или от списанных автомобилей.

Реально к созданию мини-трактора смог приступить лишь весной 1988 года. Мастерил его почти два лета (зимой приходилось заниматься другими делами). Зато МТ получился универсальным, сильным и надежным. До сих пор ни в чем не подводит.

Конечно, к трактору подошел бы двигатель от мотоцикла «Урал» или «Днепр». Но таковых у меня не было. Пришлось довольствоваться «пускачом» ПД-10У, заменив у него штатный цилиндр на более мощный (от мотоцикла «ИЖ-Планета») по методике, о которой неоднократно и обстоятельно рассказывал журнал «Моделист-конструктор». Считаю необходимым только добавить: при доработке двигателя желательно шпильки М10 цилиндра брать чуть длиннее обычных, вместо карбюратора К-28 установить высокопроизводительный К-62 с самодельным прямым патрубком, исключающим подтекание бензина через воздухофильтр, а охлаждение цилиндра улучшить с помощью вентилятора Д-37, оснастив его кожухом для направленного движения воздуха.

Трансмиссия мини-трактора выполнена по классической последовательной схеме с ведущим задним мостом. Двигатель ПД-10У напрямую состыкован с расположенным внизу на уровне рамы штатным сцеплением, а оно, в свою очередь, с самодельным редуктором. Крутящий момент передается от последнего на узел отбора мощности (в кинематической схеме условно отсутствует) и коробку перемены передач (КПП) от ГАЗ-51. Причем выполнено это так, что соединенные болтами корпуса составляют «монолитный» силовой агрегат.

Рама с системой гидроподвески похожа на те, что были опубликованы в «Моделисте-конструкторе» № 10’85 и 5’94. В основе ее лежит сварной прямоугольник 2170×650 мм. Материал — стальной швеллер №18 — взят с существенным запасом прочности, чтобы в ходе эксплуатации не бояться перекосов. Учтено также, что в самой раме имеется несколько вырезов (под коробку отбора мощности и под стремянки крепления заднего моста), требующих усиления конструкции.

В начале рамы снизу крепятся кронштейны переднего моста и резиновые отбойники, а в задней ее части на болтах М10 —стойка из швеллера № 12 для установки гидроцилиндра и две пластины подсоединения маятниковой подвески с приварным фаркопом.

Устройство гидросистемы трактора тоже безхитростное. Оно практически ничем не отличается от того технического решения, которое было опубликовано в названных номерах журнала. Гидроцилиндр опускает-поднимает и удерживает на требуемой высоте раму подвески, сваренную из равнобо-кого стального уголка таким образом, чтобы в поперечном сечении каждого силового элемента был квадрат.

Передний мост представляет собой балку — толстостенную трубу с приваренными к ее торцам шкворневыми втулками из отрезков такой же трубы. Посередине балки приварен корпус подшипника оси качания моста, укрепленный стальными косынками.

Поворотные цапфы колес вырезаны из швеллера № 20. К полкам цапф изнутри приварены косые шайбы для плотного контакта с бронзовыми вкладышами шкворневой втулки моста.

Полуось колеса вместе со ступицей — от УАЗа, крепится к цапфе (как на автомобиле) болтами М8. Для этого предусмотрен приварной кольцевой фланец, в котором просверлены шесть отверстий и нарезана резьба М8.

По толщине кольцевой фланец не одинаков. Это сделано для развала передних колес.

Рулевое управление типовое. Поворотные сошки самодельные. Приваренные к цапфам, они имеют по втулке с коническим отверстием под палец тяги. Рычаг для продольной тяги — заводской. Цапфы с балкой моста соединены шкворнями.

Рулевые тяги — от УАЗ-452: поперечная укорочена (методом изгибания) до длины 950 мм, а продольная — до 600 мм. От УАЗ-452 взят и редуктор рулевого управления. Но так как его корпус имеет несимметричное крепление, позаимствованный узел пришлось установить вертикально, приварить к нему отрезок стального уголка 70×70 мм и через него прикрепить к раме МТ болтами М8.

Рулевой вал (от УАЗ-452) я переделал, удлинив за счет вварной втулки из стали 20 почти на 150 мм и установив на нижнем конце карданную вилку рулевого управления от ГАЗ-66. Для этого распилил полый рулевой вал надвое, вогнал в каждую из половин по отрезку стального прута диаметром 8 мм так, чтобы оставались свободными концы длиной не менее 10 мм, и, вставив их с двух сторон во втулку, зажатую в тисках, сварил воедино.

С рулевой колонкой я поступил иначе: вместо слишком короткой «УАЗовской» установил на свой мини-трактор самодельную, вырезанную из газоводопроводной трубы подходящего размера, в которой проточил на токарном станке гнезда под подшипники рулевого вала. Результатами остался доволен.

Редуктор у мини-трактора самодельный, со сварным корпусом из листовой стали толщиной 10 мм. Шов — внутренний. По бокам приварены кронштейны для крепления к раме при помощи четырех болтов Ml0 с амортизирующими прокладками из резины. В верхней части корпуса прорезан монтажный люк, а в прогибе просверлено 25-мм отверстие для пополнения и контроля уровня жидкой смазки, закрывающееся пробкой-щупом. Имеющее резьбу М25 сливное отверстие выполнено посредине дна и завернуто пробкой с прокладкой из маслостойкой резины.

На задней (по отношению к водительскому сиденью) стенке корпуса оборудовано посадочное гнездо для осевого пальца. Причем центр отверстия для него уточнен опытным путем, по месту расположения промежуточной шестерни. Второе гнездо — глухое. Располагается оно строго против первого, на передней стенке, выполняющей роль стыковочного узла для муфты сцепления и коробки перемены передач (КПП). Ну а крышка монтажного люка служит местом крепления самодельного глушителя.

Шестерни для редуктора желательно взять готовыми. Например, подобрать из числа запасных к КПП автомобиля ЗИЛ-131. Для ведущей подойдет, в частности, шестерня от блока заднего хода. Правда, для закрепления ее на валу муфты сцепления (согласно схеме трансмиссии нашего МТ) потребуется небольшая доработка. По известной практически каждому самодельщику технологии шестерню придется «посадить на шлицы», вырезанные (в данном случае) из бендикса сцепления. То же самое необходимо сделать и с ведомой шестерней, устанавливаемой на первичный вал КПП (от автомобиля ГАЗ-51). Только шлице-вую ступицу с диском следует вырезать из ведомого диска сцепления (от того же ГАЗ-51). А для исключения осевого смещения доработанной шестерни установить с обеих сторон по распорной втулке. К тому же передний конец первичного вала можно вставить в шарикоподшипник с корпусом, привариваемым к противоположной стенке редуктора.
Промежуточная шестерня редуктора вращается в двух шарикоподшипниках, посадочные места которых необходимо проточить в ступице. Чтобы такая операция прошла успешно, шлицы, подвергающиеся механической обработке, следует предварительно «отпустить».

Задний мост самодельного мини-трактора — это укороченный средний мост от списанного грузовика ЗИЛ-157. Причем одна из половин агрегата осталась поначалу неизмененной — доработке была подвергнута другая «чашка».

Прежде всего зубилом срубил крепления «чулка», а затем пробойником удалил остатки старого крепежа. Увесистой кузнечной кувалдой выбил «чулок» из половинки редуктора. Разумеется, через оправку, чтобы разбираемые узлы-детали не пострадали.

Высвобожденный «чулок» укоротил бензорезом до нужной длины. Получившуюся заготовку отторце-вал и проточил снаружи, чтобы в дорабатываемую половину редуктора она заходила с натягом. Запрессовал готовое изделие в «чашку». А для пущей надежности прихватил сваркой через отверстия для крепежа.

Выполняя указанные выше операции, не забывал о контроле за линейными размерами деталей, подвергаемых доработке. Добивался, чтобы общая длина моста не выходила за установленные 1000 мм. Однако избежать доработки первой половины моста, остававшейся до этого неизменной, мне не удалось, пришлось ее также укорачивать. И еще — обрезать крепления воздушных камер тормозов, чтобы они не мешали.

Ведущие колеса с шиной 457×320 мм — от того же ЗИ/1-157.

Органы управления у мини-трактора такие, как у большинства его «собратьев»: педали «газа» с тросовой передачей и сцепления (рычаг от вездехода ГАЗ-71, укорочен до 450 мм). Правда, механизм включения самодельный. Тормоза на задних колесах — ножные гидравлические, с рабочими цилиндрами от привода сцепления ГАЗ-66. Стояночный тормоз заводской, с укороченным до 240 мм рычагом. Установлен на поли-ке трактора. Рычаг переключения передач (как, впрочем, и задние крылья) взяты от автопогрузчика на базе ГАЗа.

Облицовка мини -трактора самодельная, с использованием листовой стали толщиной 1 мм и топливного бака от мотопомпы. Панели облицовки крепятся к каркасу, сваренному из стального уголка. Капот прямоугольный съемный. Может открываться вверх с опорой на поворотную стойку, устанавливаемую на кронштейн вентилятора и генератора, и фиксироваться двумя гайками (на рисунке условно не показаны). Облицовка окрашена эмалью кирпичного цвета, остальные детали трактора темно-синие.

Электрооборудование включает в себя: аккумуляторную батарею 6СТ-75, которая устанавливается в передней части рамы, автомобильный генератор переменного тока, стартер, две автомобильные фары, центральный переключатель света от КАМАЗа. И, конечно же, источник звукового сигнала, амперметр, включатель «массы», кнопку «стоп» двигателе, контрольные лампочки дальнего света и «массы», а также тумблер пуска стартера. Не хватает пока задних стоп-сигналов и указателей поворота. Их собираюсь установить в будущем.

К своему механическому помощнику я сделал два одноосных прицепа. Один с кузовом 2000x1350x500 мм, а второй с емкостью под воду на 700 л. Есть и стандартный набор для обработки почвы.

Задумок по усовершенствованию мини-трактора много. Это легкая кабина со стеклоочистителями и дополнительные прицепные и навесные устройства для облегчения различных работ по хозяйству.

Трактором, естественно, доволен. За все время эксплуатации ни одной поломки не было. Поначалу многие, увидев моего механического крепыша, спрашивали — за сколько купил? Это, конечно, приятно слышать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *