Как сделать Снегоход — картоп

Простой по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, вполне доступный для самостоятельной постройки. Проектировался он так, чтобы не было проблем с запчастями (например, в нём нет ни одной точки смазки: шарикоподшипники — закрытые, все втулки долговечные: металлографитовые и фторопластовые, да и купить их можно в любом автомагазине).
Снегоход сравнительно лёгкий (масса — около 70 кг) — так называемый «картоп» («кар» — автомобиль, «топ» — верх, то есть предназначенный для перевозки на крышном багажнике или в салоне легкового автомобиля). Габариты «картопа» для перевозки (со снятыми лыжами и опущенным рулём) -1450x700x500 мм.
Снегоход предназначен в первую очередь для рыболовов-любителей подлёдного лова на замёрзших реках и озёрах. Он очень манёвренный, что важно для неожиданного объезда ледяных торосов и старых лунок. На случай непредвиденного попадания в воду снабжён оригинальной системой спасения как водителя, так и машины. Система состоит из спасательного круга-буя из автомобильной камеры, используемой в обычных условиях как часть водительского сиденья, капронового шнура (15м) и безынерционной катушки. Машина поднимается из воды за этот шнур.
Снегоход можно использовать для передвижения и охотникам, и любителям прогулок на мототехнике по заснеженным полям и лесным массивам. Однако эксплуатировать его при температуре окружающего воздуха ниже минус 25°С и на высоте более 1500 м над уровнем моря, а также для преодоления ледяных торосов, снежных отвалов и т.п. не рекомендуется.
Несмотря на незначительные габариты, на снегоходе вполне умещается и пассажир. Он может ехать также на бесполозном санном прицепе-волокуше.
Прежде чем начать рассказ о конструкции снегохода — несколько слов об истории его создания.
Десяток лет тому назад, занимаясь организацией автокросса и руководя около 30 лет секцией «Багги» в С ЮТ, решил сделать небольшой снегоход с двигателем от скутера объёмом 50 см3 и мощностью чуть больше 4 л.с. И хотя до этого у меня уже имелся опыт строительства с двигателями Т-200, «Восход», мини-снегоход потребовал совсем другого подхода: всемерной экономии массы и соблюдения габаритных размеров.
В конце концов всё удалось. Было сделано и испытано несколько мини-снегоходов с разными двигателями и трансмиссиями и дело дошло даже до серийного производства на одном из предприятий Академгородка в Новосибирске.
Ну а теперь конкретно о конструкции «Рыбака-2м».

 

Снегоход-«картоп» «Рыбак-2»:
1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — рулевые тяги; 3 — поворотный кулак (2 шт.); 4 — топливный бак; 5 — фонарь; 6 — руль; 7 — глушитель; 8 — цилиндр двигателя; 9 — картер встроенных цепного редуктора и сцепления; 10 — средство спасения (камера колеса автомобиля «Жигули»); 11 — рама; 12 — брызговик (резиновая полоса); 13 — натяжной каток гусеницы (резина s20, 2 шт.); 14 — натяжной механизм гусеницы; 15 — гусеница; 16 — опорная лыжа-«полисклиз»; 17 — цепная передача (t= 12,7); 18 — натяжное устройство цепи; 19 — ручка «газа» (от мотоцикла «Восход»); 20 — рычаг сцепления; 21 — рулевой вал; 22 — ведущая звёздочка цепной передачи (z=ll, от мотоцикла «Восход»); 23 — ведомая звёздочка цепной передачи (z=43, от мотоцикла «Восход»); 24 — защитный щиток (стальной лист s0,6); 25 — сиденье; 26 — сцепное кольцо-фаркоп

Силовой агрегат снегохода -марки Kipor (аналог Honda) китайского производства, 1-цилиндровый (рабочий объём 210 см3), 4-тактный, мощность 6,5 л.с. при 3600 об/мин (степень сжатия — 8,5), с встроенным цепным редуктором с передаточным отношением 1:2 и автоматическим сцеплением в масляной ванне, с принудительным воздушным охлаждением. Стартер — ручной, минимальные устойчивые обороты — около 800 в минуту, сцепление срабатывает примерно при 1400 оборотах. Топливо — Аи-92, бак для него -объёмом 3,6 литра, хватает на 50 -60 км, или 3-4 часа работы.
Силовой агрегат смонтирован впереди с левой стороны. Несимметричное расположение двигателя — решение компромиссное. В «техническом задании» для «Рыбака-2м» были жёсткие ограничения по длине и чуть менее жёсткие — по массе. Перенести двигатель вперёд значило увеличить длину на 400 мм, а как следствие — и массу тоже. При расположении мотора сзади — следует увеличивать площадь опорной лыжи и гусеницы, чтобы сохранить заданное удельное давление.
Рядом с мотором справа остаётся площадка размерами 380×400 мм — для ступней ног в обуви даже 45-го размера достаточно. Небольшой поворот ног вправо при повороте компенсирует перегруз левой лыжи, снегоход не заваливается… А левой ноге даже комфортно — прислонишь к движку — и он её пригревает…
Трансмиссия — одноступенчатая цепная передача с шагом 12,7 мм. Пара звёздочек (ведущая и ведомая) может меняться в зависимости от предполагаемых условий передвижения: 16 и 43 зуба (скоростной вариант), 14 и 51 зуб (универсальный вариант) или 11 и 51 зуб (тяговый, для тяжёлых условий). Во впадинах зубьев выполнены небольшие поперечные прорези для отвода снега, попавшего под ролики цепи. Сначала цепную передачу закрывали кожухом, но в нём скапливался снег и лёд. Поэтому ограничились козырьком «безопасности», прикрывающим цепь сверху.

31

Натяжное устройство цепи

 

41

Натяжное устройство гусеницы

Натяжение цепи производится перемещением силового агрегата с помощью винта и гайки, приваренной к кронштейну на подмоторных направляющих.

5

Рама:
1 — лонжероны (сталь 30, труба d25x1,2,2 шт.);2- передняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2, 2 шт.); 3 — основная поперечина (сталь 30, труба d25x1,2); 4 — задняя траверса (сталь 30, труба d25x1,2, 2 шт.); 5 — опорная дуга площадки сиденья (Ст.З, труба d20х 1,5,2 шт.); 6 — дуга заднего ограждения площадки (Ст.З, труба d16x1,5, 2 шт.); 7 — стойка опорной дуги (Ст.З, труба d20x1,5, 4 шт.); 8 — задняя стойка (Ст.З, труба d20х 1,5,2 шт.); 9 — поперечина площадки (Ст.З, труба d20x1,5, 4 шт.); 10 — задняя поперечина ограждения (Ст.З, труба d16x1,5); 11 — подрамник опорной лыжи-«полисклиза» (Ст.З, труба 20x20x1,5); 12 — подрамник пола (Ст.З, труба d16x1,5); 13 — защитная траверса гусеницы (Ст. 3, уголок 30×30)

61

Рама снегохода — пространственная, сварена из стальных труб различных диаметров: лонжероны и три поперечины — из трубы диаметром 25 мм с толщиной стенки 1-1,2 мм, верхняя ограждающая часть — из трубы диаметром 20×1,5 мм; подкосы и другие вспомогательные детали — из трубы диаметром 16×1 мм. Нижняя рама изготовлена из квадратной трубы сечением 20x20x1,5 мм. Габаритные размеры рамы: длина — 1400 мм, ширина — 665 мм, высота — 290 мм. И ещё. Между наклонными трубами подрамника пола приварена поперечина из уголка с полками 30×30 мм. Она выполняет несколько функций: во-первых, защищает движитель (гусеницу); во-вторых, служит местом крепления при транспортировке.
Кроме этого, по ходу монтажа агрегатов и узлов к раме привариваются втулки стоек поворотных кулаков и наконечника рулевого вала, подмоторные полозья, различные кронштейны.
Движитель «гусеница вокруг лыжи» считаю для лёгких снегоходов непревзойдённым: по проходимости, малой массе, равномерному её распределению. Поэтому выбрал именно этот тип. К тому же самодельная гусеница позволяет скорректировать площадь опоры в ту или иную сторону, изменять соотношение длины-ширины. Удельное давление гусеницы рассчитывалось в начале строительства снегохода. Для маломощного снегохода нормальное давление в пределах 22 -28 г/см2. Ширина гусеницы (длина трака) — 580 мм. Расстояние между траками (шаг) — 90 мм.
Ленты гусеницы (2 штуки) сечением 30×7 мм использованы от трёхслойной транспортёрной ленты с капроновыми нитями. Длина «кольца» — около 1800 мм. Концы соединены внахлёст между двумя соседними траками — скорости небольшие и дисбаланс незаметен. Если же ленты толще, то концы на длине стыка можно сточить на клин наждаком или срезать на половину толщины.

7

Погрузка снегохода па легковой автомобиль

Расстояние между центрами приводного вала и осью натяжных катков каретки гусеницы — 720 мм (плюс-минус 50 мм — на натяжение гусеницы). Для их монтажа к лонжеронам рамы прикреплены корпуса подшипников.
Приводные зубчатые колёса (звёзды) гусеницы сначала сделали из резины от техпластин толщиной 20 мм (можно и из боковин покрышки колеса трактора К-700), режется она легко ножом, со смазкой водой. Потом перешёл на капроновые зубчатые колёса от «Бурана», ставя траки через один зуб, но особой разницы не почувствовал и потом опять вернулся к резиновым.
Расчёт и чертёж сначала сделали на бумаге, а изготавливали — на плазе 1:1 по расчётным диаметрам и градусам. У «Рыбака-2» зубчатые колёса имеют пять зубьев с шагом 90 мм.
Основным отличием от других подобных снегоходов является опорная лыжа движителя. Изготовлена она из набора нескольких полиэтиленовых (ПЭТ) толстостенных труб (от 17 до 20, в зависимости от наружного диаметра), поэтому называю такую опорную лыжу «полисклизом». Объединены трубы в единую конструкцию только спереди бандажом из стального листа и сзади — гребёнкой (П-образным профилем с зубцами на нижней полке, которые вставляются в каждую трубу). Поэтому каждая труба имеет относительную свободу и может самостоятельно слегка изгибаться при езде по ледяной ряби или наезженному и уплотнённому гусеницами снегу, то есть работать как катки тележек резиновых гусениц у промышленных снегоходов.
Устройств, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы (лыжи или катков) в гусеничном блоке нет, так как расстояние между осями зубчатых колёс и натяжных катков небольшое и гусеница провисает незначительно. Натяжение гусеницы производится с обеих сторон винтом и гайкой, приваренной к кронштейну на раме.
Траки гусеницы (их 20 штук) сначала делали деревянными, из качественной берёзы: высотой 20 мм и шириной 45 мм (с таким же шагом крепили траки на лентах гусеницы). Потом пришла довольно интересная идея изготовить и установить металлопластиковые: стальная труба, запрессованная в нагретую полиэтиленовую трубу. Стальная труба диаметром 16×1,5 мм, пожалуй, предельно малая для этих целей. Как, впрочем, длина таких траков (ширина гусеницы) не должна превышать 580 мм. Иначе надо усиливать армирование и применять двигатель увеличенной мощности, что неминуемо утяжелит конструкцию. Провели сравнительные испытания гусениц с траками из дерева и полиэтиленовых круглых труб, армированных стальными. Опорная лыжа — те же полиэтиленовые трубы, только толстостенные, с антифрикционными присадками — спецзаказ. Результаты таковы. Плюсы полиэтилена: надёжность, возможность длительное время двигаться по льду без смазки, меньшая масса. Минусы: сравнительно дорогой материал (почти в двадцать раз), большое сопротивление при трогании с места (сравнивались дерево со снежной смазкой и полиэтилен по полиэтилену). Проходимость по снегу любой толщины одинаковая, на льду — деревянные ведут себя лучше (с трубами — большие заносы при резком повороте). У «Рыбака» удельное давление на снег при нагрузке 100 кг — 24 грамма на см2. Максимальная скорость -около 22 км/ч.
Опытный экземпляр эксплуатировался четыре сезона. За это время наездили около 3 тыс. км. Испытания показали достаточную надёжность и высокую износостойкость.

10

Узел рулевого вала:
1 — рулевой вал (сталь 30, труба d25x2,5); 2 — наконечник (Ст.З, круг 25); 3 -втулка наконечника (сталь 30, труба d25x2,5); 4 — упорный подшипник скольжения (металлографит, от стартера); 5 — сошка (труба 20х20х 1,5); 6 — ось рулевых тяг (Ст.З, круг 12);7 — хомут; 8 — подшипник скольжения (бронза, круг 30); 9 — втулка рулевого вала (сталь 30, труба d30x2,5); 10 — хомут руля; 11 — рамка переднего щитка (обстановка, труба 16×1,2); 12 — передняя траверса рамы (обстановка)

9

Рулевое управление — смешанное (мотоциклетно-автомобильное): рулевой вал поворачивается рычажным рулём, а управляемые лыжи -посредством тяг (из стальных труб диаметром 16х1,5 мм) и поворотных кулаков. Наклон рулевого вала от вертикали — 23°, такой же наклон и у втулок (а соответственно, и у стоек) поворотного кулака. Наклон переднего щитка — 15°. Удобное положение руля можно подобрать индивидуально — его наклоном в клемме при сборке снегохода из транспортного состояния в рабочее.
Тормозов на «Рыбаке-2» нет -выбег (движение по инерции со сброшенным «газом») со скорости 20 км/ч — небольшой, менее 4 м. Но нетрудно смонтировать велосипедный тормоз, закрепив его диск на выходном валу двигателя.
Направляющие лыжи изготовлены из стального листа различной толщины: полозья (сталь 40Х) и кабанчики — из 1,5-мм листа, штампованный выгнутый верх — из 0,6-мм, подрезы, как и полозья, — из «нержавейки», только 2-мм толщины (высота конька — 15 мм, смещены назад для стабилизации). Отдельные элементы лыжи соединены в единую конструкцию контактной сваркой.
Снегоход оснащён сцепным устройством для буксировки санного прицепа массой с грузом до 250 кг или промышленных пластмассовых бесполозных саней (типа тобогган) размерами 1600×900 мм (стоят 3 тыс. руб.) с грузом до 100 кг. Прицеп можно использовать и для буксировки самого снегохода вручную, в случае поломки. Но для начала мы изготовили самодельную волокушу из стального листа по ширине трака и длиной, как гусеничный блок. Места на нём сравнительно немного, но для рыбацких снастей достаточно. Для крепления поклажи есть четыре отверстия по бортам.
Благодаря плотной компоновке и оригинальному, надёжному «полисклизовому» движителю мини-снегоход «Рыбак-2М» имеет лучшую проходимость в своём классе. Регистрация и прохождение ТО не требуются.

111 8

Узел поворотного кулака:
1 — стойка (сталь, круг 18); 2 — опорная шайба (сталь, круг 35, приварена к стойке); 3 — нижний упорный подшипник скольжения (бронза, круг 35); 4 — пятка втулки кулака (сталь, круг 35, приварена к втулке кулака); 5 — втулка кулака (сварная деталь — стальная труба 25х 1,5, приварена к раме); 6 — сошка кулака (труба 20х20х 1,5, сварная деталь); 7 — малая втулка сошки (стальная труба d21 х 1,5, приварена к сошке); 8 — подшипник скольжения (металлографитовая втулка d18x3); 9 — большая втулка сошки (сталь, круг 35, приварена к сошке); 10 — винт М8; 11 — шайба; 12 — верхний упорный подшипник скольжения (бронза, круг 35); 13 — шпонка (Ст.З); 14 — подшипник скольжения стойки (металлографитовая втулка d22x2,2 шт.); 15 — передний конец лонжерона рамы (обстановка)

13 14 121

Опорная лыжа-«полисклиз»:
1 — элемент «полисклиза» (полиэтиленовая или полипропиленовая труба d22x3, компл.); 2 — бандаж (стальной лист s1,5); 3 — «гребёнка» (стальной лист s1,5); 4 — подрамник; 5 — кронштейн крепления «полисклиза» к подрамнику (труба 20х20х 1,5,4 шт.); 6 — косынка (стальной лист s 1,5); 7 — лонжерон рамы (обстановка)

88

Узел натяжной оси

15

Узел приводного вала гусеницы:
1 — приводной вал (стальная труба 32×1,5); 2 — внутренний (приваренный) фланец (сталь 30, лист si,5, 2 шт.); 3 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s20, 2 шт.); 4 — наружный фланец (сталь 30, лист si,5, 2 шт.); 5 — правый наконечник ведущего вала (сталь 30. круг 29); 6 — подшипник 80104 (4 шт.); 7 — крышка корпуса подшипников (сталь); 8 — корпус подшипников (сталь); 9 — болт М6 крепления корпуса подшипников к раме (4 шт.); 10 — лонжерон рамы (обстановка); 11 — ведущая звёздочка цепной передачи; 12 — шпонка (сталь 20); 13 — гайка М16; 14 — шайба; 15 — левый наконечник ведущего вала (сталь 30, круг 29)

 

19

Управляемая лыжа:
1 — корпус (стальной лист s0,6); 2 — полоз (сталь 40Х, лист s1,5, 2 шт.); 3 — подрез (сталь 40Х, лист s2, 2 шт.): 4 — кабанчик (сталь 40Х, лист s l,5, 2 шт.)

20

Система спасения (крышка-сиденье снята):
1 — кожух гусеницы (площадка сиденья); 2 — обечайка (фиксатор камеры), приваренная к кожуху; 3 — безынерционная катушка; 4 — кронштейн крепления катушки к снегоходу; 5 — капроновый шнур

17 18

Гусеница:
1 — лента 30×7 (от транспортёрной ленты с капроновым кордом, 2 шт.); 2 — трак (полиэтиленовая труба 24×4, армированная стальной трубой 16×1,5 (компл.); 3 — ограничительный ролик (полиэтиленовая труба 24×4, армированная стальной трубой 16×1 (компл.); 4 — болт Мб с гайкой и уширенной шайбой (компл.); 5 — «полисклиз» (обстановка); 6 — рама (обстановка); 7 — труба «полисклиза»

16

Управляемые лыжи на снегоходе (в транспортном положении).

В ходе эксплуатации появились мысли по усовершенствованию снегохода:

1. Крышку-кожух сделать откидной для очистки снега и льда перед погрузкой в машину для транспортировки.
2. Пол под ногами настелить из «просечки», чтобы не собирался снег.
3. Приварить спереди к траверсе буксировочное кольцо.
4. Установить двигатель помощнее.
5. Смонтировать промежуточный вал с зубчаторемённой передачей.
6. И, наконец, сделать разборный вариант снегохода.

Но это будет уже другая машина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *