Как сделать снегоход из скутера своими руками

В теплый период года мотоскутеры с двигателем объёмом 49 см3 за счёт лёгкости, простоты управления и эксплуатации снискали огромную популярность во всём мире.У Их используют не только подростки, катаясь по улицам городов и дачных посёлков, но и взрослые, отправляясь в магазины за покупками, по всевозможным д< или на рыбалку. Но с наступлением распутицы из-за малого диаметра колёс езда на скутере бывает очень затруднительна, а после того как выпадет первый снег, даже с шипованной зимней резиной ездить становится практически невозможно.
Читая мотоциклетные журналы, я увидел, что в продаже имеется гусеничный движитель, который вместо заднего колеса устанавливается на мотоцикл, тем самым превращая его в снегоход для неглубокого снега. Решил попробовать сделать что-то подобное для своего скутера.
В качестве движителя хотел использовать часть гусеницы от снегохода «Буран» (фото 1), но старую гусеницу от него найти не удалось, а покупать новую и отрезать от нее четверть было дорого, да к тому же жалко портить новую деталь.

27

Гусеницу для скутера можно вырезать из старой гусеницы от снегохода «Буран».

Хотя такой вариант очень подходит, если у вас есть три единомышленника: ведь из одной гусеницы от снегохода получатся четыре гусеницы для скутеров. В таком случае цена её для каждого участника будет в 2.5 раза ниже, чем гусеницы из комплекта движителя для мотоцикла.
Я связался с фирмой, которая поставляет комплекты движителей, и приобрел у них как запасные части пластмассовую лыжу без крепления к вилке и узкую резиновую гусеницу.
Никаких изменений в конструкцию скутера вносить не хотелось, чтобы в тёплый период года можно было использовать свой скутер как и прежде, сняв гусеницу, лыжу и установив колёса на свои места. Так как станков для выполнения токарных и фрезерных работ у меня нет, пришлось использовать детали и комплектующие, которые можно купить готовыми или изготовить самостоятельно с помощью обычного инструмента и сварочного аппарата.
В торгующем запасными частями к снегоходам магазине я приобрёл ведущую звездочку гусеницы снегохода «Буран-». Купил ещё два колесика от обычного китайского самоката для детей и два маленьких резиновых колеса с роликовыми подшипниками от тележки. Передаточное отношение в трансмиссии скутера рассчитано на эксплуатацию этого транспорта по хорошим дорогам со скоростью до 40-60 км/ч. При движении по заснеженным дорогам нагрузка на двигатель возрастёт, и его мощности может не хватить, а скорость 40-60 км/ч на заснеженных и скользких дорогах вообще опасна. Потому я изменил передаточное отношение, поставив вместо ведущего колеса скутера колесо меньшего диаметра от спортивного автомобиля-карта. Для этого мне пришлось из старого помятого диска ведущего колеса мопеда вырезать тормозной барабан со шлицами для ведущего вала и просверлить в нём отверстия для крепления колёсного диска меньшего диаметра (фото 2).

35

К тормозному барабану со шлицами от ведущего колеса скутера при помощи болтов крепится диск колеса меньшего диаметра.

Чтобы гусеница не проскальзывала и не сползала с колеса во время движения, я сделал специальные зацепы (фото 3) из пластмассовых водопроводных труб, которые входят в отверстия на гусенице.

46

Зацепы для гусеницы с крепёжными болтами.

Подобрать резиновую покрышку, чтобы длина её окружности была кратна целому количеству шагов отверстий на гусенице, практически невозможно. Я изготовил из полоски кровельного металла бандаж необходимого диаметра, на котором при помощи мебельных болтов-глухарей М6 с большой шляпкой, на равном расстоянии друг от друга, с шагом соответствующим расположению отверстий на гусенице закрепил зацепы (фото 4).

54

Крепление зацепов к бандажу.

Бандаж надел на колесо и прикрепил к покрышке при помощи тех же болтов (фото 5).

63

Покрышка с установленным и закреплённым бандажом с зацепами для гусеницы.

У меня из обычного колеса получилась импровизированная мягкая ведущая звёздочка для гусеницы.
Ведомую звёздочку я сделал, соединив болтами М8 готовую пластмассовую ведущую звёздочку снегохода «Буран» с двумя резиновыми колёсиками от тележки с роликовыми подшипниками. Для оси подошла шпилька с резьбой М10 (фото 6).

73

Ведомая звёздочка — два резиновых колеса от тележки и звёздочка от снегохода «Буран».

Раму гусеничного движителя изготовил с использованием металлических уголков и труб квадратного сечения (фото 7).83

Отдельные детали гусеничного движителя для скутера. Гусеница, ведущее и ведомое колёса, склиз с натяжным роликом для гусеницы, левая и правая части рамы.

СБОРКА ДВИЖИТЕЛЯ

93

При помощи болтов левая часть рамы гусеничного движителя фиксируется к двигателю скутера через отверстия крепления амортизатора и опорного диска тормозных колодок.

104

Устанавливаются ведущее колесо с зацепами,…

114

…а затем ведомая звёздочка и гусеница.

123

Правая часть рамы гусеничного движителя крепится болтами к штатному глушителю скутера,…

132

…а подрамник склиза — к уголкам рамы между ведущим и ведомым колёсами — звёздочками.

141

Натяжной ролик гусеницы — это два колёсика от самоката.

151 161

Глушитель от мопеда «Рига» легче и компактней глушителя скутера и надёжно крепится к раме движителя. Защитный кожух для гусеницы — из стеклопластика. Склиз сделан из толстого пластика, но можно использовать брусок твёрдой древесины (березы, дуба). Он не даёт гусенице в рыхлом снегу прогибаться вверх, сохраняя постоянный натяг опорной площади гусеницы.

171

Лыжа крепится к передней вилке скутера через специальную стойку и имеет две степени свободы движения.

181 191

Размеры рамы и различных её деталей не привожу, так как желающие повторить конструкцию будут ориентироваться на марку своего скутера и размеры выбранной ими гусеницы.
Для своего мопеда я приобрёл специальную лыжу из комплекта для мотоцикла, но вполне подойдёт обычная широкая самодельная деревянная лыжа или пластмассовая — от детского снегоката «Аргамак», только снизу к ней надо обязательно приделать металлический конёк (подрез), чтобы на скользкой дороге скутер не терял управление. Лыжа прикрепляется к передней вилке скутера через специальную стойку и имеет две степени свободы движения, благодаря чему при наклоне скутера влево или вправо лыжа всей плоскостью остаётся на снегу.
Пластиковый обвес скутера на морозе очень хрупкий и к тому же имеет карманы. Попадающий в них снег подтаивает в гараже, а потом замерзает, увеличивая тем самым массу скутера. Я решил сделать минимальный кожух над гусеницей, широкую площадку для ног и декоративный щиток на переднюю вилку, а для дальних поездок в холодную и ветреную погоду устанавливаю лобовое стекло.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЖУХА НА ГУСЕНИЦУ И ПЛОЩАДКИ ДЛЯ НОГ

20 211 221 231 241

251 261

Самостоятельно изготовить из стеклопластика кожух на гусеницу несложно, но, прежде чем клеить кожух, надо сделать матрицу. Из подходящего по размерам куска оргстекла, поликарбоната или любой другой пластмассы вырезаем боковину будущего кожуха (фото 19).
Кладём её на лист большего размера, который послужит другой стенкой матрицы, и при помощи термоклея по периметру боковины крепим пластмассовые уголки.
Теперь отрезаем полоску тонкого и гибкого пластика, по ширине равную будущему кожуху. Собираем матрицу, с клеем прикрепляя на уголках ранее выкроенную боковину, днище и большую панель. Стыки деталей промазываем пластилином. Таким образом, получилась матрица для выклейки кожуха гусеницы.
Затем нарезаем стеклоткань на куски нужного размера и, промазывая эпоксидной смолой, плотно укладываем их в матрицу. Через сутки матрицу разбираем и извлекаем получившийся кожух. Остаётся срезать излишки стеклопластика по контуру и покрасить изделие.
По подобной технологии изготовлена и площадка для ног, только добавил порошок серебрянки в эпоксидную смолу для придания ей вязкости и цвета.
Хочу сразу предупредить, что по глубокому и рыхлому снегу скутер с такой узкой гусеницей не едет (закапывается). Ему не хватает опорной площади гусеницы и мощности двигателя, но по занесённым снегом дорожкам и по свежевыпавшему снегу глубиной 10-15 см скутер идёт легко и даже способен буксировать за собой санки с ребёнком.
С наступлением весны, когда снег сошёл, я снял лыжу и поставил вместо неё колесо, и скутер превратился из скутера-снегохода в скутер-вездеход.

28 29 271

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *