Лодка-снегоход

Родился и вырос я в том краю России-матушки, где земля большую часть года находится под толстым покровом снега, неспроста те места считают родиной Деда Мороза Наверное, поэтому наряду с общим интересом к технике особый интерес у меня всегда вызывали снегоходные машины. Иметь такую было с детства моей заветной мечтой. Когда же я повзрослел и научился многое делать своими руками, решил изготовить свою конструкцию. К тому времени я уже не только изучил устройство снегоходных машин, но и был способен критически оценить достоинства и недостатки такой техники.

Как это ни странно, но серийные гусеничные снегоходы, даже импортные и современные. плохо приспособлены для езды по глубокому рыхлому снегу. При движении в таких условиях при наклонах или поворотах задняя часть машины зачастую проваливается. Попытка выбраться, увеличив обороты двигателя, приводит обычно к тому, что траки закапываются в снег еще глубже. После этого вырваться машине из снежного плена без посторонней помощи уже непросто Это и понятно — чего стоит только собственная масса — ведь «конь»-то почти весь стальной. А поэтому в лес, в овраги после снегопадов и метелей серийным снегоходам в одиночку лучше не соваться

Свою же машину я строил с учетом использования ее даже в таких сложных условиях.

Корпус снегохода сделал деревянным. Просто сколотил из пиломатериала, словно лодку. Основу корпуса составляют четыре продольные стенки: выполненные из древесины хвойных пород (ель, сосна). Стенки собрал из оструганных до толщины 45 мм досок-«пятидесяток» Скорее это были не доски, а брус, так как ширина их лишь чуть больше чем вдвое превышала толщину. Сплачивал брусья гвоздями-двухсотками по кромкам. прибивая каждый следующий брус к предыдущему. Гвозди немного смещал вдоль (вперед или назад), чтобы верхний не угодил вдруг в шляпку нижнего. Торцы балок отпилил по намеченным лекальным кривым. Крутизна кривой впереди меньше, чем сзади

Все четыре стенки одинаковые и между собой соединены в торцах бамперами, а в середине сверху — перемычкой во всю ширину корпуса. Бамперы изготовлены из строганой доски-«пятидесятки», перемычка — из «двадцатки». Но это еще не все. Во многих местах стенки соединены досками обшивки попарно: внешние с ближайшими внутренними и внутренние между собой. Кроме того, к стенкам изнутри прибиты бруски (как их называют строители, «черепные»), к ним тоже пришиваются доски (вагонка 16-мм толщины) обшивки коробов гусениц (между крайними и средними стенками) и днища (между средними). Весь этот поперечный набор создает достаточную жесткость корпусу без подкосов и стяжек. При необходимости же такие дополнительные элементы крепления можно установить там, где нет движущихся механизмов: внутри коробов гусениц, в передней и задней оконечностях машины. К корпусу можно отнести и те элементы (стенки, перегородки), которые прикрывают приводные звездочки гусениц, — чтобы в этих местах снег не проникал в короба.

Вертикальные стенки коробов скруглены, а нижние края скошены, чтобы гусеницы легче заходили на небольшие препятствия, встречающиеся на пути. Снизу короба дополнительно обшиты 5-мм листовым полиэтиленом. Листы к днищу прикреплены шурупами впотай.

Впереди корпуса обшивка выполнена как пол в углублении для ног водителя и пассажира. Сверху над углублением установлена дуга из стального уголка 25×25. В нижней части уголок распрямлен в полосу, а полоса прикреплена шурупами снаружи к крайним стенкам. К дуге на болтах М4, а к бамперу — гвоздями прикреплен фанерный обтекатель.

Оборудование снегохода не назовешь даже спартанским: два сиденья по сторонам— для водителя и пассажира автомобиля ЛуАЗ и мотороллерный руль с органами управления, да еще фара — ведь зимний день короток.

Гусеничный движитель в моей машине очень простой. В нем нет присущих этому механизму опорных катков, ленивцев и пр., нет даже ведомой звездочки.

Гусеницу сделать не сложно. Траки (грунтозацепы) выполнены из березовых брусков 40×40 мм. Для исключения намокания и повышения износостойкости они оклеены тканью на эпоксидной смоле К нижней опорной поверхности траков прибиты гвоздями подошвы — отрезки клинового ремня (можно и транспортерной ленты). В гусеницу траки объединены двумя длинными узкими ремнями сечением 35×8 мм, отрезанными от транспортерной ленты. Ремни продетые соответствующие пазы в траках Траки распределены по длине ремней равномерно, с интервалом 216 мм, равным двум шагам зубьев приводной звездочки, и прибиты гвоздями.

Забегая вперед, скажу: эксплуатация показала, что, когда гусеница обкатывает закругление переднего короба, ремни задевают и трут обшивку. Поэтому пришлось между траками к ремням с внутренней их стороны прибить парой гвоздей с головками впотай капроновые накладки, выполненные в форме сегментов. Гвозди тонкие, но длинные, их концы, вышедшие с наружной стороны ремня, загнул скобкой и вбил опять в ремень.

Готовая, но еще разомкнутая гусеница надевается на короб, концы ремней в месте стыка срезаются на длинный ус и соединяются гвоздями, забиваемыми насквозь скобкой. Чтобы не усложнять конструкцию, механизма натяжения гусениц не делал, оставив это «на лотом», но за время эксплуатации он так и не понадобился.

Гусеницу в движение приводит ведущая звездочка. У звездочки 7 зубьев, а количество траков (грунтозацепов) у гусеницы — 21. Шаг траков такой, что они идут через один зуб. то есть через каждый оборот звездочки в работу вступают то одни зубья, то соседние. Такой вариант исполнения звездочки значительно повышает ее ресурс, а также оставляет возможность увеличить количество траков на гусенице вдвое.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач) — от мотороллера «Вятка-Электрон» Он имеет свою принудительную систему воздушного охлаждения. Поэтому установил его в центральном отсеке корпуса между сиденьями за передней обшивкой. На снегоходе использован без переделок Только удлинил рычаг кикстартера и изменил его положение.

Трансмиссия снегохода, хотя и простая. но не совсем обычная, а может быть, даже оригинальная. Кроме передачи и изменения крутящего момента, она еще одновременно служит для поворота машины в движении. Но об этом немного позже, когда разговор пойдет о рулевом управлении.

Крутящий момент с выходного вала силового агрегата через цепную передачу с передаточным числом i, = 0.8 передается на первичный вал вариатора с раздвижными шкивами и далее на жесткие (нераздвижные) шкивы вторичного вала с помощью клиновых ремней. Еще на вторичном валу по разные стороны от шкивов закреплены две ведущие звездочки цепной передачи (понижающей) второй ступени до промежуточного вала (передаточное число \2 = 3,125). Еще одна понижающая цепная передача третьей ступени (передаточное число i3 = 1,5) передает крутящий момент на приводной вал с гусеничной звездочкой. В итоге передаточное отношение всех цепей трансмиссии составляет 3,75. Указанное количество зубьев на звездочках в цепных передачах не столь важно — кто какие подберет, лишь бы было выдержано (хотя бы приблизительно) общее передаточное отношение трансмиссии. Считаю, что для подобной машины оно оптимальное: большая скорость ей не нужна, 15 — 20 кмвполне достаточно, а тяга такая, что она способна везти значительный груз — одновременно на снегоход садились до десятка ребятишек.

Все узлы трансмиссии, кроме приводных звездочек гусениц, расположены в центральном отсеке корпуса. Сверху они закрыты щитами настила из таких же досок, что и вся обшивка, и доступ к ним осуществляется беспрепятственно.

Рулевое управление снегохода оригинальное. Оно сочетает в себе особенности управления мотоциклом (руль), автомобилем (рулевые тяги и рычаги) и трактором (замедление и ускорение движения гусениц на противоположных бортах). В то же время управление очень простое. Побортное замедление и ускорение движения гусениц осуществляется вариатором с двумя клиновыми ремнями. При повороте руля через тяги и механизмы натяжения производится дополнительное натяжение одного ремня и ослабление другого, в результате один ремень заглубляется в подвижный шкив, а другой — поднимается по соседнему шкиву на больший диаметр. При этом число оборотов на одном жестком шкиве увеличивается, а на другом уменьшается, и это передается дальше по трансмиссии на гусеницы — и снегоход поворачивает.

При движении по прямой машина не рыскает. Несколько раз (из-за интереса и по необходимости) в поле отпускал снегоход в «свободное плавание» на малой скорости: поставив руль в положение «прямо» и слегка открыв дроссельную заслонку карбюратора, затем отпускал его и даже перебирался на платформу или же шел рядом со снегоходом — машина двигалась равномерно и никуда не сворачивала.

Снегоход такой конструкции не зарывается в рыхлом глубоком снегу и выбирается из таких «топей» на малом «газу» (при небольших оборотах двигателя), не перегружается слабое место трансмиссии — вариатор с клиноременной передачей, ремни не проскальзывают.

В.СЕМЕНОВ


Гусеничный лодка-снегоход с двигателем от мотороллера «Вятка-Электрон», деревянным корпусом и бортовым управлением: I — стенка (доски s45, 4 шт.); 2 — обшивка днища (доска-вагонка s 16); 3 — передний бампер (доска s45); 4 — капот (фанера s3); 5 — фара (от трактора); 6 — руль (от мотороллера «Вятка-Электрон»); 7 — сиденье (от автомобиля ЛуАЗ, 2 шт.); 8 — — бензобак; 9— настил (доска-вагонка s16); 10 — задний бампер (доска s45); 11 —гусеница; 12 — двигатель

Каркас лодки-снегохода (корпус без обшивки): 1 — передний бампер (доска s45); 2 — стенки (доска s45, 4 шт.); 3 — передние закругления короба гусеницы (доска s45, 4 шт.) 4 — перемычка; 5 — черепной брусок короба гусеницы (брус 45×45, 4 шт.); 6 — перемычка задних закруглений (доска s45, 2 шт.); 7 — задние закругления короба гусеницы (доска s45, 8 шт.); 8 — задний бампер (доска s45); 9 — монтажные бруски узлов трансмиссии (брус 45×45, 2 шт.); 10 — технологические перемычки задних закруглений (доска s20, 4 шт.); 11 — упор настила (брус 45×45, разрезанный вдоль по диагонали); 12 — настил (доска-вагонка s 16); 13—технологическая перемычка передних закруглений (доска s20, 2 шт.)

Трансмиссия лодки-снегохода: 1 — силовой агрегат; 2 — звездочка выходного вала силового агрегата Z1=20 t= 19.05); 3 — цепь между узлами трансмиссии (однорядная, 1= 19,05, 5 шт.); 4 — узел первичного вала вариатора; 5 — клиновые ремни вариатора (тип Г, 2 шт.); 6 — узел вторичного вала вариатора; 7 — узел промежуточного вала; 8 — узел приводного вала гусеницы; 9 — гусеница; 10 — механизм натяжения клиновых ремней вариатора; 11 — нижняя дополнительная обшивка короба гусеницы (полиэтилен, лист s5); 12 — накладка (капрон, 20 шт.)


Узел ведущего вала вариатора (поз. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 13, 14 — от сельхозтехники): I — вал (сталь); 2 — клиновая втулка (2 шт.); 3 — подшипник 11206 (2 шт.); 4 — стопорная гайка М18×0,75 (2 шт.); 5 — крышка корпуса подшипника (2 шт.); 6 — манжета (2 шт.); 7 — втулка-фланец (сталь, круг 82); 8 неподвижная щека шкива вариатора (сталь, круг 230, 2 шт.); 9 — подвижная щека шкива вариатора (сталь, круг 230); 10 — шпилька М10 (сталь, круг 16, 2 шт.); 11 — пружинная шайба (8 шт.); 12 — гайка М10 (8 шт.); 13 —стопорный винт М8 (2 шт.); 14 — цепная звездочка z2= 16, t= 19,05; 15 — корпус подшипника с опорной площадкой (2 шт.)

Узел ведомого вала вариатора (поз. 1, 2, 3, 6 — от сельхозтехники, поз. 4, 5, 8 выполнены из стальной трубы диаметром 38×30,2): 1 —ось (сталь, круг 30); 2 — звездочка z3=16, t=19,05 (2 шт.); 3 — подшипник 206 (4 шт.); 4 — средняя распорная втулка (L30, 2 шт.); 5 — малая распорная втулка (L8); 6 — шкив (2 шт.); 7 — вал-ступица (сталь, круг 112, 2 шт.); 8 — большая распорная втулка (L70, 2 шт.)

Узел промежуточного вала (поз. 1, 2, 4, 6 — от сельхозтехники): 1—ось (сталь, круг 30); 2— малая звездочка (z5=16, t=19,05, 2 шт.); 3 — вал-ступица (сталь, круг 80, 2 шт.); 4 — большая звездочка (z4=50, t=19,05, 2 шт.); 5 — большая распорная втулка (сталь, труба 38×4); 6 — подшипник 206 (4 шт.); 7 — малая распорная втулка (сталь, труба 38×4, 2 шт.)

Узел привода гусеницы (поз. 1,2,3,4,7,8,9, 10,11,12 — от сельхозтехники): 1 — глухая крышка корпуса подши пника; 2 — подшипник 11206 (2 шт.); 3 — клиновая втулка (2 шт.); 4 — манжета (3 шт.); 5— щека звездочки гусеницы (сталь, круг 100, 2 шт.); 6 — приводная звездочка гусеницы (капрон, лист s20); 7 — стопорный винт М8 (6 шт.); 8 — вал (сталь, круг 30); 9 — корпус подшипника (2 шт.); 10 — затяжная гайка Ml8x0,75 (2 шт.); 11 — крышка с отверстием корпуса подшипника; 12 — ведущая звездочка вала (z6=24, t=19,05)

Механизм натяжения клинового ремня вариатора (поз. 2, 3, 5, 6 — от велосипеда, доработанные): 1 — ролик (капрон); 2 — стопорная шайба; 3 — ось ролика; 4 — дистанционная втулка (сталь, труба 25×2,5); 5 — шатун; 6 — подшипник 204; 7 — ось рычага; 8 — рычаг (от сельхозтехники)

Трак (грунтозацеп): 1 — планка (березовый брусок 40×40); 2 — подошва (резина от клинового ремня s8); 3 — гвоздь L30 (8 шт.); 4 — изоляция (стеклоткань на эпоксидной смоле)

Схема рулевого управления (стрелками указано направление движения элементов рулевого управления при повороте направо): 1 — руль; 2 — поперечная тяга; 3 — качалка; 4 — продольная тяга (2 шт.); 5 — пружина (2 шт.); 6 — ограничительный тросик (2 шт.); 7 — подвижный шкив вариатора (2 шт.); 8 — механизм натяжения (2 шт.); 9 — ведомый шкив вариатора (2 шт.); 10 — клиновой ремень (2 шт.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *