Навеска плуга к мотоблоку «Агрос»

Мотоблок «Агрос» машина мощная, пашет очень хорошо. Но есть у этого мотоблока и серьезный недостаток. Плуг навешивается на него жестко и извлечь его из земли в конце гона для разворота можно только одним способом — поднять ручки управления вверх выше плеч, наклоняя весь агрегат вперед. В таком положении управлять рукояткой сцепления очень трудно, а переключить скорость вообще нет никакой возможности.

Еще больше проблем возникает на маленьких участках с короткими гонами, которые обычно пашут «челноком» — вперед-назад, не разворачивая мотоблок, а лишь подняв плуг при движении задним ходом. Однако включать задний ход, когда ручки управления подняты выше плеч, опасно — и сам пахарь может попасть в неприятную ситуацию, а навесной агрегат — сломаться.

Оценив это, я решил изменить конструкцию плуга и сцепного устройства для его навески к мотоблоку (фото 1 и 2). Теперь, чтобы вытащить плуг из борозды в конце гона, не нужно поднимать и наклонять вперед мотоблок. Достаточно развернуть плуг в горизонтальное положение (фото 3).

В таком положении плуга опорное колесо позволяет легко перемещать мотоблок задним ходом при пахоте «челноком». Ничто не мешает и развороту мотоблока в любом направлении при обычном способе вспашки.

Конструкция сцепного устройства для навески плуга получилась очень простой и удобной в обращении (рис. 1).

Центральный стержень изготовлен из круглого прутка 025 мм длиной 310 мм. К переднему его концу приварена прицепная скоба для присоединения к штатной сцепке мотоблока. На другом конце центрального стержня профрезерован паз шириной 6 мм, в который при сборке устанавливают фиксатор.

Опорное колесо, положение которого определяет необходимую глубину вспашки — самодельное, цельнометаллическое Ф300 мм. К центральному стержню сцепного устройства его крепят с помощью двух кронштейнов — Р-образного и Г-образного. Конструкция этого узла видна на фото 1. Р-образный кронштейн кольцевой скобой надевают на центральный стержень и приваривают к нему, а для регулировки высоты установки колеса в вертикальных полках Р-образного и Г-образного кронштейнов высверливают ряд отверстий с одинаковым шагом под болты М8.

Для изготовления плуга я использовал стойку (грядиль) от культиватора, лемех и отвал от старого конного плуга, опорную полевую доску сделал из подходящей по размеру рессорной полосы. Как эти детали сварены друг с другом, хорошо видно на фото 3.

Сборку всего устройства выполняют непосредственно на месте, закрепив центральный стержень прицепной скобой в сцепке мотоблока, который нужно установить на ровной горизонтальной площадке. На центральный стержень последовательно надевают Р-образный кронштейн 5, пружину и ползун 2. Поджав пружину, вставляют в паз центрального стержня фиксатор 3 и временно закрепляют его болтом с гайкой. Затем к Р-образному кронштейну двумя болтами привинчивают Г-образную стойку колеса, выставляют его параллельно плоскости вращения ведущих колес мотоблока и прихватывают сварной Р-образный кронштейн к центральному стержню.

К стойке плуга привинчивают болтом кронштейн 5 и, выверив положение плуга, прихватывают его к нижней кромке ползуна. После этого точно также на прихватках монтируют рычаг управления (я использовал готовый — от коробки передач ГАЗ-51) на верхней плоскости ползуна и тягу с шаровыми наконечниками (собрана из деталей рулевого управления мотоколяски СЗД) — рис. 1.

У собранной «вчерне» конструкции тщательно выверяют взаимоположение деталей и узлов, проверяют ее работоспособность и только после этого окончательно обваривают все сварные узлы. В самую последнюю очередь устанавливают винтовой регулятор заглубления плуга и угла наклона лемеха, который представляет собой длинный болт М16 и толстую гайку, приваренную к торцу ползуна. Конструкция этого узла хорошо видна на всех фотографиях и на рис. 1 После изменения узла навески плуга я не чувствую усталости при работе с мотоблоком. Мотоблок отлично пашет и очень легко управляется и на небольших участках, и в самых неудобных местах работать можно хоть целый день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *