Велобайдарка

Велобайдарка собрана из двух пустотелых поплавков, имеющих длину 3000 мм при ширине 200 и высоте 250 мм каждый. Оба корпуса соединены между собою мостиком, склепанным из дюралюминиевых листов (или фанеры) и уголков 30×30 мм (поперечины) и 30×20 (лонжероны), на которых монтируются все основные узлы. На мостике установлено кресло, узел ножного привода, цепная передача с промежуточными звездочками и движитель — гребное колесо с шестью плицами (лопастями), закрытое сверху металлическим кожухом. Для управления рулями под левой рукой водителя установлена ручка. Движением ручки «от себя» катамаран поворачивается вправо, движением «на себя» — влево. Большая площадь взаимосвязанных рулей делает катамаран очень маневренным.

Поплавки имеют каркас из девяти прямоугольных шпангоутных рамок (они могут быть изготовлены либо из фанеры, либо из алюминиевого уголка) и четырех продольных элементов (стрингеров), расположенных по углам шпангоутных рамок. Спереди и сзади поплавки оканчиваются прямыми штевнями. Каркас настолько прост по конструкции, что его можно собрать даже без стапеля, на ровном полу или большом столе. Обшивка (в том случае, если каркас металлический) должна быть сделана из легкосплавного листового материала. Она устанавливается на заклепках, с прокладкой по шву герметизирующей ленты (при отсутствии специальной ленты можно применить хозяйственную хлопчатобумажную ленту с подмазкой густотертой масляной краской). Сначала приклепывается дно, затем — борта. После этого поплавок изнутри надо прошпаклевать по швам и окрасить. В последнюю очередь ставится палуба на винтах М5 с потайными головками (около смотровых люков следует палубу приклепать).


Узел промежуточной передачи:
1 — лонжерон боковой, 2 — настил, 3 — ось, 4 — кронштейн (дюралюминиевый уголок 20×30, L200, 2 шт.), 5 —втулка, 6—звездочка велосипедная, 7 — подшипник 180203 или 180503, 8 — корпус, 9 — лонжерон центральный

После зачистки готовые поплавки тщательно шпаклюются по швам и окрашиваются в желаемый цвет. Перед окраской поверхность металла необходимо обезжирить и обработать мелкой наждачной бумагой.

В случае изготовления поплавков из дерева шпангоутные рамки вырезаются из фанеры толщиной 8… 10 мм. В центре каждого шпангоута (для облегчения) можно вырезать окна. Продольные стрингеры из сосновых реек сечением 20×20 мм крепятся к шпангоутам крепкими капроновыми нитками, пропитанными эпоксидным клеем. Этот способ очень прост и совершенно не ослабляет конструкцию, давая помимо того некоторую экономию веса.

Обшивка деревянного каркаса выполняется из трехслойной фанеры-переклейки толщиной 2…3 мм, на эпоксидном или казеиновом клее. Направление слоев «рубашки» — по дну и бортам — продольное, по палубе — поперечное. Фанеру запрессовывают тонкими гвоздями «в загиб» и шурупами 15×2.5 мм.


Велобайдарка:
1 — палуба поплавка, 2 — стрингер, 3 — шпангоуты, 4 — лонжероны средние (L400, 2 шт.), 5 — звездочка ведущая (от велосипеда), 6 — цепь первой ступени, 7 — лонжерон центральный (L1250), 8 — ручка управления рулями, 9 — кресло водителя, 10— лонжероны боковые (L1650, 2 шт.), 11 — подкос спинки кресла, 12 — кожух гребного колеса (жесть s0,5…0,8), 13 — тяга рулевая продольная, 14 — головка руля, 15 — тяга рулевая поперечная, 16 — руль, 17 — люки смотровые (4 шт.), 18 — поперечина (L1000, 4 шт.), 19-настил, 20—узел промежуточной передачи, 21 — узел каретки (от велосипеда), 22 — кронштейн каретки (стальной лист s1,2… 1,5), 23 — опора кронштейна (дюралюминиевый уголок 20×20, L250, 2 шт.), 24 — боковины поплавков, 25 — дно поплавка, 26 — опора кожуха (дюралюминиевый уголок 20×20, L500, 2 шт.), 27 — втулка дистанционная, 28 — звездочка ведомая, 29 — щека гребного колеса, 30 — крышка подшипника, 31 — уплотнение сальниковое, 32 — шарикоподшипник 80203 или 180203, 33 — корпус подшипника, 34 — вал гребного колеса, 35—ось; борт поплавка условно не показан.

Готовый поплавок тщательно зачищается и оклеивается одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. Если этих материалов нет, можно применить обычную хлопчатобумажную бязь, приклеив ее нитроклеем. Перед оклейкой все углы и грани корпуса поплавков надо слегка округлить драчевым напильником, чтобы ткань дольше не протиралась во время эксплуатации.
При постройке велобайдарки большинство металлических деталей можно изготовить своими руками из коррозион-ностойких материалов: дюралюминий, нержавеющая сталь, латунь, медь. В узлах привода пригодятся некоторые стандартные велосипедные части: ведущий узел — велокаретка с педалями и звездочкой; промежуточный — каретка заднего колеса с дополнительными звездочками и велоцепями; подшипники промежуточного вала и оси барабана с закрытыми сепараторами.
Транспортируется велобайдарка на стандартном, выпускаемом промышленностью крышевом автомобильном багажнике. Для этого на нем устанавливается деревянная рама с подкладками изпоролона или пористой резины, на которые днищами поплавков ложится велосипед. Крепление судна к багажнику осуществляется крючками с застежками патефонного типа. Такая конструкция позволяет без особых усилий ставить и снимать его с багажника вдвоем. Чтобы при транспортировке не создавалось лишнее сопротивление воздуха, сиденье водителя сделано съемным, а ручка управления — складывающейся.

Как показала практика, велобайдарка особенно удобна для рыбаков и охотников: она очень остойчива, легко проходит через густые заросли водяных растений, при этом совершенно бесшумна и малозаметна на воде. С нее можно делать дальние забросы спиннингом, ловить поплавочными удочками, на мормышку и на кружки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *