Однажды ко мне приехал старинный приятель с просьбой о помощи — требовалось изготовить и установить сдвижные ворота с шестиметровым пролётом и встроенной калиткой. В местных поселковых и тюменских фирмах подобных разработок не оказалось, а импортных таких больших да ещё и с калитками, не бывает.
Отложив все свои дела, я поехал с Игорем для разведки и привязки на местности уже созревшей в голове конструкции. Промерили шагами и рулеткой территорию, обсудили пожелания заказчиков. Оставалось подобрать основные материалы и назначить день начала работ.
Конструкция сдвижных ворот имеет четыре основных узла:
- каркас-ферму высотой 1800 и длиной 6500 мм с направляющим роликом и концевым упором;
- направляющий швеллер длиной 6500 мм со стопором и упором;
- правый (если смотреть на ворота со стороны двора) опорный столб из квадратной трубы 80x80x2500 мм с установленными на нём опорным и направляющим роликами;
- левый опорный столб с такими же размерами, но с приёмным роликом и запорным шпингалетом.
Каркас сдвижной створки ворот сварен из квадратных труб 40x60x2 мм и 25x40x2 мм с установленной для крепления металлопрофиля окантовкой из уголков 25x25x4 мм. Укрепляющих косынок нет, но введена дополнительная продольная вставка от рамы калитки до конца консоли, что увеличило прочность и жёсткость этого конструктивного узла. В нижнем углу консоли вваривается втулка крепления оси ролика, перемещающегося по швеллеру при движении ворот.
Этот ролик состоит из корпуса, оси, шайбы распорной, двух подшипников №80205 и шайбы с гайкой М14.
Кроме труб прямоугольного сечения и нехитрого набора инструментов для изготовления ворот (1а) потребовались ролики, сделанные на заказ токарем (1б).
Заготовленные в соответствии с проектными чертежами детали каркаса ворот были разложены на ровной поверхности и соединены электросваркой.
Кроме контрольных измерений размеров каркаса ворот с помощью рулетки, произвели дополнительную проверку путём «прокатки» рамы между предварительно смонтированными на опорном столбе верхним направляющим и нижним опорным роликами.
Первым установили опорный столб ворот на углу кирпичной стены веранды.
Вдоль стены на высоте, соответствующей положению нижнего ролика, на столбе уложили и надёжно закрепили направляющий швеллер.
Пожалуй, самым нагруженным элементом в конструкции ворот является ролик в нижнем углу консоли. Ворота закрыты и находятся на нижнем опорном ролике.
Проём для дверной ручки закрыт вырезанным профилем.
Для крепления листов металлопрофиля при обшивке рамы ворот по её внутреннему контуру был электросваркой прикреплён стальной уголок и установлены упоры из полосы.
Упоры выставляются так, чтобы ворота в крайних положениях при их закрывании и открывании не теряли контакта с нижним (9а) и верхним (9б) роликами.
Запираются ворота шпингалетом.
На калитке помимо шпингалета установлен замок.
Смонтированная в строгом соответствии с чертежами конструкция должна обеспечивать плавное, без особых усилий, перемещение рамы ворот вручную.
Каждый из роликов, по которым катится нижняя опорная труба, и тех, которые направляют движение верхней трубы рамы ворот, имеет корпус, ось, шайбу, два подшипника №80205 и гайку М14.
Потребовалось пять дней, чтобы сделать чертежи, которые отдали токарю для изготовления требуемых деталей, закупить материалы и некоторые комплектующие. Пришлось также очистить площадку на месте установки ворот.
В первый день мы приступили к сварке каркаса ворот и подготовили ямы для опорных столбов, а во второй доработали каркас и установили к углу кирпичной веранды один из опорных столбов. Мы даже успели в нём просверлить отверстия для осей роликов на высоте 150 мм от земли и вверху, с учётом высоты полотна ворот 1800 мм.
На следующий день в кирпичной стене насверлили глухих отверстий и болтами М12×140 мм на дюбелях закрепили пластины, на которые будет приварен направляющий швеллер. К швеллеру сваркой прикрепили отбойный уголок 25×25 и произвели первый прокат каркаса ворот на роликах. Всё получилось удачно.
В последующие дни, работая вечерами, мы изготовили и поставили на предназначенные им места упоры конечных положений ворот, левый опорный столб с нижним роликом, каркас калитки с навесами, шпингалеты, замок в калитку.
В завершение всех работ всю конструкцию покрасили и обшили ворота металлопрофилем S8, который прикрепили отрывными заклёпками.
Вот бы ещё установить электропривод и применить дистанционный пульт управления…