Верхом на доске

1

Долгие годы я занимался созданием различных транспортных конструкций для передвижения по зимним российским дорогам и снежному бездорожью. Это увлекательно и интересно. Испытания велосипеда на лыжах, затем — снежного мотоцикла и нескольких других конструкций снегоходов мне до сих пор снятся по ночам.
Не все принятые решения оказывались правильными — суровые зимние условия и полное бездорожье требуют особого подхода к конструированию транспортных средств и не прощают ошибок. Все конструкции, которые мне удалось создать, кажутся по-своему интересными и имеют право на существование. К сожалению, многие модели сегодня утрачены, а повторять пройденное — душа не лежит. Хочется чего-то новенького.
Последняя конструкция оказалась необыкновенно простой и доступной для изготовления любому, кто умеет держать в руках инструменты.
Одна из самых сложных задач при перемещении по снежной целине — это изменение направления движения. Традиционно маневрирование осуществляется с помощью рулевой лыжи (одной или двух).
Я не стал совершенствовать колёсный движитель предыдущего снегохода, для которого использовал мотоцикл без значительных конструктивных переделок. Постепенно я пришёл к выводу, что для успешной езды по зимним дорогам не нужны ни рама, ни вилка, ни переднее колесо, ни подножки, а нужен лишь сам двигатель и заднее колесо от мотоцикла, которые достаточно установить на широкую доску-лыжу.
Конструкция мотоциклетных двигателей предполагает установку двигателя только на раму родного мотоцикла. Поэтому пришлось сделать платформу с кронштейнами, соединив сваркой плоский металлический лист и уголки, и прикрутить её мебельными болтами (с круглыми головками) к лыже. Подумав, что мотоагрегат может понадобиться и для летних поделок, сделал платформу с возможностью переставлять двигатель с одного изделия на другое.
Маятниковую вилку заднего колеса старого мотоцикла пришлось распилить, чтобы раздвинув, поместить в неё колесо с траками — «снегозацепами». Ось вращения вилки установил в одной плоскости (рядом и на одной высоте) с ведущей звёздочкой двигателя. Это необходимо, чтобы не соскакивала цепь и не менялась сила её натяжения при вертикальном перемещении колеса.

2

Самые простые грунтозацепы легко сделать, вставив в тело покрышки по периметру несколько металлических штырей. После этого покрышку я наполнил строительной пеной, получив «шипованое» колесо. Сделать это очень легко. Следует лишь учесть, что без доступа воздуха пена «схватывается» медленно, и колесо нужно выдержать до установки некоторое время без нагрузки. Этот способ изготовления колёс я использую много лет для разных тихоходных самоделок, не думая о насосах и проколах. Для надёжности по периметру колеса я ещё намотал металлический трос d10 мм, прикрепив его специальными зажимами, применяемыми в такелажных работах.
Предвидя, что колесо при больших нагрузках на цепь будет из снега выталкиваться, я поставил на вилку пружины от сетки старой кровати с таким расчётом, чтобы колесо прижималось через окно лыжи вниз.

3

5

Устройство рулевого управления в этом снегоходе очень необычное. В качестве направляющего руля использован трапециевидный отрезок той же доски, из которой сделана лыжа. Непривычно и то, что поворот руля осуществляется не вокруг вертикальной оси, а вокруг горизонтальной. Ввиду того, что боковые кромки рулевой лыжи находятся под некоторым углом к оси, при повороте кромка врезается в снег, из-за чего снегоход меняет направление движения.
Я ожидал, что всё будет именно так, но не знал, каким окажется поворот в зависимости от угла наклона кромки рулевой лыжи. Для экспериментов я взял прямоугольную рулевую лыжу, а к её боковым кромкам для начала прикрепил с обеих сторон треугольные накладки шириной примерно 120 мм. Оказалось, что для разворота радиусом 3 м достаточно иметь угол кромки рулевой лыжи всего в 10°.
Опасаясь, что колесо, усеянное шипами, при падении со снегохода может поранить водителя, я установил защитное крыло. Оно перемещается совместно с колесом. На кронштейн, удерживающий крыло, мне удалось укрепить седло.
Вес водителя нагружает колесо, что улучшает сцепление колеса с дорогой.
Рулевая лыжа соединяется с основной с помощью продольной оси d3/4″, которая вставляется в трубу d1″, закреплённую на основной лыже. Стойка рулевой колонки с ручкой от мотоцикла приварена к оси рулевой лыжи. Угол наклона стойки каждый может подобрать для себя сам.
Бензобак укрепил на руле. Это оказалось удобно и очень просто.

4

Познакомившись с фотографиями, вы убедитесь, что описывать конструкцию, пожалуй, дольше, чем её делать. Всё — просто.
Для большей устойчивости снегохода необходима более широкая лыжа, но можно приспособить и выносные подножки с дополнительными опорными лыжами. Я для их крепления использовал изогнутые короткие трубы.
Испытания описанной конструкции снегохода воодушевили многих моих знакомых и односельчан на изготовление подобных агрегатов для себя. В следующем сезоне, я думаю, ездоков по снежной целине будет больше.
Управлять таким рулём первоначально непривычно. К этому надо быть готовым и для первой поездки выбирать трассу без препятствий и крутых поворотов. Через несколько минут езды всё получится!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *